париж 2

Я не говорю по-французски и у меня нет знакомых французов. Я просто люблю Париж, как любят его многие, кто читал Трех мушкетеров т. е. с детства. А кроме Дюма есть еще Бальзак, Золя и Гюго и вся прекрасная французская литература, в 70-е годы малодоступная. В общем Париж-это Париж. Он такой один. Мечта для тех, кто не видел и бесконечное восхищение для тех, кому повезло.

Это моя вторая поездка в Париж, и она отличается от первой, как бульвар Орнано от Елисейских полей. См. Париж1.  Итак мои путевые заметки.

10.01.2018

День приезда.

Начать Новый Год Собаки с посещения Парижа- это прекрасно!

Я не люблю ночные перелеты. Плохо переношу бессонницу. Могу упасть в обморок. Но ради Парижа я готова пожертвовать собой. Билеты были куплены за месяц в компании Rianair. Регистрировалась за неделю до вылета на сайте. Отвергла по-привычке все их удорожающие примочки. Распечатала талоны и тут выяснилось, что мы с мужем сидим в разных концах самолета. Этот новогодний сюрприз от авиакомпании меня огорчил. Но и эту жертву я смиренно приняла.

-    Переживем, бывало и хуже! Это всего 4 часа. -

Оказывается разделять пассажиров - это новая фишка этой дешевой авиакомпании.  В результате члены многих семей оказались разбросаны по самолету, как мусор. Всем неудобно, включая взмыленных бортпроводников. Весь рейс они трудолюбиво катали тележки среди храпящих людей с отвалившейся челюстью, пытаясь им что-то вшить. Такой вот получается  бизнес! Я не люблю, когда надо мной издеваются  даже за небольшие деньги.  Это даже хорошо, есть повод протестировать других перевозчиков.

К счастью, мне удалось поменять местами чужого мужа и своего. Для меня важно просто быть рядом. В самолете мы не можем спать. Утром голова тяжелая, как камень и плохо соображает.

Такими "овощами" мы прибыли на французскую землю в аэропорт Бове. При выходе нас досмотрели. Парень перерыл весь чемодан.

-    Цель путешествия? - он смотрел сквозь нас и прощупывал внутренности

-    В Париж, потом в Санкт-Петербург-

-    Так Вы Русские? Что же сразу не сказали! - это уже радостно и по-русски

Так на французской земле первым нас встретил русский "Ваня"!

На улице было тепло и туманно, как бывает  в Питере поздней осенью. Куда идти мы не знали и просто пошли прямо. По указателю мы вышли к автобусу, заплатили  17 евро /билет и здоровый черные негр повёз нас в Париж. Это самый дальний аэропорт Парижа, и дорога заняла около часа. В тепле и комфорте мы не раз " отключались" и к метро Маю (Maillot) совсем раскисли. По карте до отеля было недалеко, и мы попытались заказать Uber. Потратили примерно 15 мин. Безрезультатно. В Париже он не популярен. Около автобусной станции стояли припаркованные машины такси. Рядом прогуливался толстый негр. Это смахивало на нашу вокзальную мафию. Но нам ничего не оставалось, как отдаться в его черные лапы.

- Сейчас начнут разводить лохов... -

Он посмотрел адрес отеля и позвал кого - то на своём языке. К нам подошла большая чёрная женщина и сказала - Кам (come)! Её машина стояла в середине очереди.  Пока мы катили свои чемоданы за ней я пролепетала

-    Сколько стоит?

Она сделала вид, что не слышит. Я спросила ещё раз, но мадам уже засунула в багажник наши вещи. На переднем сидении авто сидел чёрный мосье с телефоном. Тут прозвучал невнятный ответ на мой вопрос, что цена зависит от трафика. Трафик был в норме и за 5 минут мы доехали до отеля. Он находился на противоположной стороне. Она ехала по навигатору, но счетчика было не видно. Uber не дал нам машину, но дал цену 13 евро.

Негра запросила 40 евро. Попытки оспорить ни к чему не привели.  Двери авто были заблокированы. Отдали 40. И были безумно рады, что с нас не взяли 100.

Эмоций не было, организм устал. Мы решили зарулить в кафе и перекусить перед сном.

Официант белый худой парень метался по залу, как настеганный.

-    Eat or drink? - спросил он пробегая

-    Eat.

Он отвёл нас в дальний угол и посадил у окна. Мы ждали сэндвичи и смотрели в окно на парижан. За 10 минут не промелькнуло ни одного белого лица. Ни одной улыбки. Только 50 оттенков черных лиц погруженных в себя или в телефоны. Улица в ремонте тоже выглядела мрачно и грязно. Нам принесли сушеные сэндвичи.

Через 40 минут отель Kyriad Paris 18 гостеприимно принял нас в своё тёплое нутро. В небольшой комнате было чисто и тихо. Огромная кровать с белоснежным бельём поглотила нас вместе с мыслями и  первыми парижскими впечатлениями.

Когда мы проснулись, было темно. Настроение улучшилось. Мы в Париже! Разница во времени позволяла нам прогуляться. На бесконечном бульваре Орнано было не многолюдно. В неуютных кафе, похожих на забегаловки или рюмочные сидели люди. Фонари плохо освещали пешеходов. Иногда они приближались так близко, что мы их чувствовали спиной. Нам становилось не по себе. Пропуская вперёд черные тени мы видели только белки глаз.

-    Да, это не Елисейские поля!

Мы зашли в магазин за французским красненьким, к ближайшим китайцам за едой и укрылись в отеле.

11.01.2018

День первый.

Почему я выбрала этот отель и этот район? Я знаю ответ.

- Мне очень хотелось попасть на настоящий европейский блошиный рынок. А извлечь себя и тем более моего мужа из красивого центра Парижа было бы трудно. Зато здесь рынок в пешей доступности.

К этой поездке я подготовилась основательно, и все пошло по расписанию. Заранее в интернете взяла билеты в Лувр и Версаль. Пусть переплатила, но зато мы точно там будем.

Утро для нас наступило в 10.00 (время местное)

Сегодня едем в Лувр. На метро. Вход рядом, схема есть. На ресепшне ещё раз проверили станцию пересадки. Решили позавтракать в центре. На улице вчерашняя серость и сырость. Настроение прекрасное. В метро спешащие на работу белые парижане. Черные лица еще не проснулись. Входим в Лувр через боковой вход.  У центральной Пирамиды зимняя очередь тоже непривычно маленькая.

Билеты проверяет большой и чёрной человек. Кажется, что он их даже не смотрит. Пропускаем свои сумки через просветку. И вот он - Лувр! Образец для всех музеев мира!

Жаль пока нет аудиогида на русском, впрочем, на китайском тоже нет. Скоро будет.

Повсюду видна забота о "простых людях". Идём завтракать в ресторан. Все сделано с таким размахом, что если бы все посетители разом захотели поесть или сходить в туалет рядом, всем бы хватило посадочных мест.

Пока отдыхали в огромных креслах после завтрака, скачали аудиогид из Интернета. Wi-fi есть по всему музею.

Сразу пошли смотреть Джоконду. Преимущество зимнего периода: можно сколько хочешь смотреть в глаза Моны Лизы за бронированным стеклом и делать фото.

Большая группа китайцев производят селфи непрерывно и по всему Лувру.

Для одного дня посмотрели много, но не все. Мы никогда не бегаем по музеям, выпучив глаза. Нет сил. Походили часа 2. Посидели в кафе. Выпили вина для восстановления сил. Снова вперёд за духовной пищей. И так до закрытия. Выходим из Лувра с последними посетителями. Устали. Но это того стоило! Обязательно приедем ещё раз, как только откроются закрытые на реставрацию залы.

Оказывается на выходе из Лувра под землёй огромный торговый центр. Но у нас на шоппинг нет сил. Выходим на улицу, идём и дышим воздухом Парижа. Хочется гулять по вечерним улицам под яркими бликами фонарей. Пройтись вдоль переполненной дождями Сены...

Но ноги-предатели не слушаются, нехотя прощаемся с центром и идём  в метро.

В этот приезд мы оказались в глубине Парижской жизни и заметили то, чего не замечали раньше. Во-первых, все французы независимо от цвета все время куда-то несутся, спешат. А во-вторых, они совершенно плюют на светофоры. На это иногда страшно смотреть. Особенно у нас на бульваре Орнано.

И ещё мы пока не поняли, где питаются небогатые французы? Завтракают в кондитерских, а где ужинают?

Дорогие рестораны - не в счёт. На них нет ни времени, ни денег. Пока нас кормят исключительно китайцы. Их забегаловки в Париже повсюду. Быстро и недорого.

12.01.2018

День второй.

Не устаю восхищаться французским языком в исполнении настоящих французов, слова, как музыка. Можно петь: мадам, бонжур, бонсуааа..., аревуааа...  тянешь, как ноту и на конце негромко р.

Сегодня едем в Версаль. Вчера в метро взяли специальные билеты с отметкой RER. Будем пересаживаться на пригородную электричку. На ресепшене уточняем станцию пересадки, потом ещё раз проверяем в интернете. В отеле wi-fi работает хорошо. Завтракаем в номере. У нас есть чайник и пакетики с чаем. Бутерброды и круассаны из ближайшей кондитерской. Вообще с отелем нам повезло. Уборка каждый день, смена белья и полотенец. Здание старинное, стены толстые. О том, что у нас есть соседи узнаем утром, когда хлопают двери. Окна в закрытый дворик, хорошо, что не на бульвар. Никакого уличного шума. Большой и чистый санузел. Если бы этот Отель был в центре, он был бы нам не по карману. Метро рядом с отелем.

Парижское метро не впечатляет. Одна поездка 1,9 евро/чел. Но есть разные способы удешевления, подробности в интернете. Станции старой постройки и безо всяких украшений. На пересадках легко запутаться. Зато поезда чистые и комфортабельные.

Путь до Версаля от нашей станции метро Порте де Клинанкур нетрудный. Пересаживаемся на станции Сен Мишель в двухэтажный тёплый вагон. Едем спокойно, все станции объявляют и дублируют на табло. Свободных мест много, мы выехали не рано. За окнами серый зимний Париж. Разрисованные граффити стены зданий и заборы. Стеклянные Кубы офисных центров. В окнах за столами, как везде шуршит пиджаками офисный планктон.

Будничная жизнь везде одинакова в Москве, в Париже или в Риме.

Но мы, туристы, жаждем праздника. От конечной станции идём пешком в компании китайцев. С первого же поворота открывается вид на Главный дворец. Поражает изумительная ажурная золотая ограда с огромными воротами. На фоне серого неба она сияет, как солнце. Очереди на вход нет. Встаём за китайцами на просветку и прозвонку.

Потом пересекаем просторный двор, засыпанный каменной крошкой и идём во дворец.  Берём аудиогид на русском и вперёд по залам французских королей. Конечно, нам питерцам все это сразу напоминает пригороды Питера. Но здесь все более древнее и ветхое. Живопись и некоторые залы по-настоящему прекрасны. Половина дворца закрыта на реставрацию. Отдохнуть, выпить кофе негде. Конечно, летом здесь нет этих проблем. Есть уличные кафе в парке. Мы быстро устали, но поскольку наши билеты включали все объекты ансамбля Версаля уходить было жалко. Прошлись вокруг дворца, сделали фото. Сырость незаметно пробралась под кожу, и мы стали подмерзать изнутри. Парк  показался мне большим по площади, по сравнению с нашим Петродворцом. Без фонтанов и части статуй сонный Версальский парк кажется голым и пустым. До Трианонов (Большого и Малого) идти далеко, поехали на открытом паровозике. 8 евро/чел. до Большого. Пока ехали околели окончательно. Вошли внутрь этих отдельных покоев, походили, посмотрели, но так и не согрелись. И вся красота уже не в радость. Сели на обратный паровозик и больше нигде не выходили. Желающих поехать было больше, чем мест и многие замёрзшие туристы этот долгий путь шли пешком.

Снова зашли погреться и отдохнуть в главный дворец. Билеты позволяют ходить туда-сюда.

Кофе выпили в кафе на станции, а согреться удалось лишь в поезде на втором этаже. Зима есть зима. В следующий раз приедем летом.

Я прочитала в интернете, что можно купить музейную карту. Она бывает на 2 дня и больше. И можешь посещать бесплатно и без очереди почти все музеи Парижа. Сколько сможешь обойти (обежать) мест в день такая и окупаемость карты. Интересное предложение, но нам не подходит.

13.01.2018

День третий. Суббота.

Обязательная программа закончена. Приступаем к произвольной. Вчера так устали, что к посещению блошиного рынка отнеслись халатно. Спали долго, благо никто не мешал.

Попили чай в номере. На ресепшене после утреннего бонжур спросили как дойти до блошиного рынка.  Нам указали направление и время - 5 мин.

Погода стабильно серая, но ветер усилился. Вокруг привычные уже черные лица. В железных бочках прямо на улице молча стоят и жарят каштаны. Продают.

Идём дальше. И оказываемся на обычном вещевом рынке. Людей мало, мерзнут черные продавцы. Совершаем круг заглядываем на прилавки, но везде вещи и китайский ширпотреб. Не это я ожидала увидеть! Когда что-то не так, я всегда огорчаюсь. Чтобы улучшить настроение пришлось на ходу изменить план.

В пешей доступности от нашего отеля находится ещё одна достопримечательность - Монмартр и Базилика Сакре Кёр.  Мы хотели посетить это культовое место в прошлый заезд, не получилось. Теперь мы смело свернули с бульвара Орнано и зашагали в горку. Все знают, что Монмартр - это холм. Иногда вдали возникало белое видение базилики, мы старались идти прямо на неё. Но она вдруг исчезала. Мы шли не долго, но устали. Район, где мы оказались был безлюдным, без туристических толп и магазинов. Я подумала, что именно здесь в тишине живут настоящие парижане. Мы увидели кафе и зашли погреться.

Взяли кофе и разомлели в тепле. Чтобы не заблудиться посмотрели по карте маршрут. От этого места всего 7 минут. Мы были у подножья холма.

Как ни странно, мы вышли и опять заблудились. Это загадочное кружение по маленьким узким улочкам могло продолжаться и продолжаться, если бы мой муж не увидел узкую почти вертикальную лестницу. На неё вплотную выходили окна и двери жилого дома. Одна дверь распахнулась и их неё вышла немолодая симпатичная пара. Они спустились вниз, и я спросила:

-    Извините, базилика Сакре Кёр сюда?

-    Да, конечно, - она улыбнулась.

Я подняла глаза выше и увидела белый купол прямо над лестницей.

Мы подошли к базилике, как говориться "с заднего крыльца". Туристы толпились у центрального входа и на парадной широкой лестнице. Вид на город с холма был великолепен даже в туманной дымке. Народ роился вокруг с палками для селфи, щёлкали фотоаппараты, праздник под названием Париж продолжался. И даже не верилось, что всего в нескольких метрах отсюда другая будничная жизнь - тишина и покой.

Белая величественная Базилика Сакре Кёр сегодня сливается с белым зимним небом, не хватает солнца и синего неба. Выходим на улицы Монмартра, здесь царит веселье, играет шарманка, блестят разноцветными огнями новогодние украшения. Художники прямо перед нами создают свои картины. Один , перепачканный краской, рисует Монмартр. Мы купили одну яркую ещё сырую картинку. Она сохранит наши воспоминания. Вдоль узкой улицы много сувенирных лавок и кафешек. Здесь такая атмосфера, что радостно и приятно тратить деньги. Накупили сувениров, и отправились в кафе. Время то ли ланча, то ли ужина. Сели у окна. Перед нами, как на сцене резвилась пестрая шумная толпа. Хотелось есть. Мы заказали огромную пиццу и по бокальчику красненького. Просидели до вечера. Декорации за окном поменялись. Включилась вечерняя подсветка. Время для создания новых фото.

Обратная дорога при свете фонарей была лёгкой.

Осечка с посещением рынка не давала мне покоя. Весь вечер в отеле читала о нем в интернете. Проложила маршрут в гугл картах, и все стало ясно. Мы прошли не весь путь. Нужно было идти дальше. Даже, когда кажется, что дороги нет. Вперёд и только вперёд!

14.01.2018

День четвёртый. Воскресение.

С утра непривычно ярко светит солнце. Небо синее, и трава зеленее. Только прохладный ветерок не даёт забыть о зиме. Настроение сразу становится праздничным. И даже черные лица на бульваре Орнано уже не кажутся хмурыми. Идём на второй круг в поисках блошиного рынка. Сегодня на улице многолюдно. Проходим вчерашний вещевой рынок. На нем тоже царит оживление, определенно, для покупок парижанам нужна хорошая погода. Проходим под виадуком и идём дальше. Вдоль дороги опять возникают торговые ряды. Протискиваемся мимо висящих над головой брюк, курток, лотков с обувью и всевозможной одеждой, косметикой и др. Просто фильм ужасов: вещи съедают людей. Идём по навигатору. Сворачиваем на улицу влево, проходим несколько метров и видим ряды из павильончиков развёрнутых внутрь. Похоже на гаражный кооператив у железной дороги. Но здесь есть узкие проходы внутрь. Над одним из них незатейливая вывеска Vernaison. И БИНГО! Это то, что мы искали. Выдыхаем и наслаждаемся. Продавцы и покупатели заметно побелели. Последних не много. На прилавках царит разнообразие. В этом закутке старинная посуда, часть её убрана подальше. Пытаюсь дотронуться и слышу по-французски

-    Мадам, .... - я понимаю, что меня просят не трогать, это слишком дорого.

Подходит продавец и достаёт красивую тарелку с ажурным бортиком и мелкими цветами по кругу. Несколько лепестков уже лежат отдельно. Хрупкая вещь!

Я не понимаю стоимости вещей, я ими любуюсь. Иногда покупаю, если любовь и кошелёк совпадают. Продавцы часто показывают на клеймо или печать на предмете и говорят, как это все антикварно и дорого. Но это не мой бизнес, это удовольствие рассматривать штучные вещи не в музее, а перед глазами. Трогать их руками, ощущать исходящую от них энергетику. Некоторые вещи что-то напоминают или просто притягивают и хочется ими обладать. В одной витрине я заметила стеклянный шар с цветком внутри. Похожий был у нас дома в детстве, но в переездах куда-то затерялся. Было плохо видно, я стояла и смотрела. Женщина продавец спросила меня по-французски, а потом на языке жестов

-    Что Вас заинтересовало?

Я показала и спросила

-    Сколько стоит? – Покупать вроде и не собиралась.

-    20 евро

-    Дорого –  сказала я и хотела уже уйти

-    А сколько Вы дадите? Только не говорите 10 евро.

-    12 евро

-    Давайте 15 евро, и он Ваш.

Мне было неудобно отказаться, и я согласилась. Шарик был необычный и в очень хорошем состоянии. Он напомнил мне детство, и я сразу полюбила его.

В соседней лавке мне приглянулся подсвечник. Не думаю, что в нем есть ценность, но его бело голубая расцветка и лепестки распущенной лилии – символа Франции привлекли мое внимание. Продавец тоже почти не говорил по-английски.

На вопрос сколько стоит, был получен ответ 20 евро.

-    А 10 евро?

Он покачал головой и сказал

-    15 евро.

Он еще что-то объяснял по-французски, но было не понятно. Мы ушли, но обещали вернуться.

Прошли много павильонов с мебелью. Она как будто из Версаля или другого дворца, а я подхожу и трогаю её, глажу старинный бархат и золоченые спинки. Любуюсь и наслаждаюсь, заряжаюсь, как батарейка от этой красоты.

Застреваю подолгу, рассматривая все подряд, мне все интересно. Время летит незаметно.

Устали, пора пить кофе. Выходим из этого царства старины на улицу. Обилия кафе нет, заходим в то, что видим. Обстановка неуютная, хотя на стенах фото знаменитостей: Жан Гобен, Бильмондо. Неужели они бывали здесь? И под потолком оригинальные светильники, похоже старинные. Опять при входе тот же вопрос:

-    Есть или пить?

-    Пить кофе. - а это хозяину совсем не интересно.

Садимся за стол на самом проходе. За моим стулом лежит огромный французский пёс на цепи. На его флисовой подстилке стоит миска с водой. Когда мы сели, он встал за моей спиной, постоял, понюхал и лёг спокойно на место. Как-то грязновато. И никакой санэпидстанции. Кофе оказался неплохим, а вот домашний яблочный пирог со сметаной не пропечен. Народу вроде не много, а официант суетится, бегает, как ошпаренный. Настоящий француз.

До закрытия рынка оставалась пара часов, и мы решили вернуться за подсвечником. Началось кружение среди лавочек в обратную сторону. Случайно мы забрели в лавку к индусу. Он спросил по-английски.

-    Откуда вы?

-    Мы из России. Вы говорите по-русски?

-    Нет. Знаю "спасибо", "Хорощо"

Пока мы рассматривали витрины, он рассказал

-    Вчера ко мне заходил один русский с ребёнком лет 10. Ребёнок увидел статуэтку, показал пальцем и сказал, что он хочет её. Она стоила 250 евро. И он купил её, не торгуясь!

Нам часто рассказывают похожие истории и не только в Париже. Стало как-то не ловко.

-    К сожалению, не все русские богатые. Пример перед вами.

Он смутился

-    Of course, of course. I'm understand.

Мы распрощались с индусом и продолжили поиски нужной лавочки. Продавец, кудрявый молодой француз, сидел в том же кресле, где мы его оставили. Похоже он уже не ждал нас. Я вяла с полки подсвечник и сказала, что покупаю. Он засуетился и позвал соседа, говорящего по-английски. Тот выступил в роли переводчика.

-    Он говорит, что больше не может опустить цену.

Видимо он ждал дальнейшей торговли.

-    Мы возьмем за 15 евро. ОК?

-    ОК. Он говорит, что у него есть еще один такой же подсвечник, но он разбит. Он отдаст его бесплатно, если хотите?

Я не была готова и не сразу поняла, что сломано. Потом мы поняли, и сказали

-    ОК! Давай!

Продавец начал рыскать по углам и нашел только половину. Предложил зайти завтра, но это уже не входило в наши планы.

Мы забрали свое приобретение, пропели «мерси» и « аревуааа» и простились с продавцом, переводчиком и блошиным рынком. Нам удалось увидеть все , что было запланировано на эту поездку!

15.01.2018

День отъезда.

Перед отъездом нам обычно трудно уснуть. Но последнюю ночь в Париже мы спали безмятежно, как дети. Летим из аэропорта Шарль де Голь. Добраться до него можно и на метро, но вчера на ресепшене нам заказали шатл. 18евро/чел. Мы по незнанию хотели взять такси, чтобы не бродить с чемоданами в метро. Но так дешевле. Спасибо персоналу отеля. Погода испортилась. Льёт дождь и сильный ветер. Париж говорит нам

-    Пора домой!

За мокрым окном мелькают черные лица парижан. Такие привычные, почти родные. Они уже не пугают меня. Прощай Париж, белый, черные, любой. Мы всегда будем любить тебя!